Мне часто приходится слышать:"Зачем ты учишь английский язык, тебе же он в работе не нужен?!"; "Заняться тебе нечем вот нашла занятие - изучение языка", и все в таком духе. Однако, знание иностранного языка открывает многие возможности, в том числе самообразование на таких ресурсах как Сoursera, где представлены сотни бесплатных курсов на десятки различных тем, в основном на английском языке. Меня заинтересовал курс "Фэнтези и научная фантастика: человеческий разум, наш современный мир".
Сегодняшний пост посвящен книгам, прочитанным мною в рамках этого курса. Профессор литературы Эрик Рабкин разбирает на этом курсе глубинные смыслы, заложенные в сказки, фэнтази и фантастику.
Начало программы - сказки братьев Гримм - я решила не описывать, там каждая сказка наполнена символизмом, нужно только научиться его видеть.
Льюс Кэрролл "Алиса в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье"
Начало программы - сказки братьев Гримм - я решила не описывать, там каждая сказка наполнена символизмом, нужно только научиться его видеть.
Льюс Кэрролл "Алиса в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье"
Давно хотела заполучить это издание книги с комментариями, статьями, дополнениями и, конечно, иллюстрациями Джона Тенниела, которые были созданы в тесном сотрудничестве с самим Кэрроллом. Когда увидела её на книжном развале, схватила и уже не выпускала из рук.
Мне понравился перевод Демуровой, да и вообще перечитывала книгу с большим удовольствием, неспешно, вдумчиво и в то же время радуясь как в детстве. Комментарии же помогали понять символичность персонажей, проникнуться викторианской эпохой и даже вопросами политики.
Впервые изданный в 1818 году, этот роман, написанный на спор 19-летней девушкой, стал культовым. Его главный персонаж - Чудовище, ошибочно называемое по имени своего создателя Франкенштейном, вдохновило множество писателей, сценаристов, режиссеров на новые формы и воплощения его в литературе, кино, театре, мультфильмах. Только фильмов было снято порядка 70-ти, начиная с 1910 года и до наших дней, одно из последних воплощений этой истории - сериал "Ужасы по дешевке"(2015).
Не буду говорить о сюжете, он всем плюс минус знаком, скорее выскажу свое впечатление от персонажей. Виктор Франкенштейн, возомнивший себя Богом и создавший Чудовище, в ужасе сбежавший от него в тот же миг, не вызывал у меня ни жалости, ни сочувствия, хотя думаю, автор на это рассчитывала. Он скорее раздражал меня своей гордыней, амбициями, безответственностью и слабостью, все время сетуя на судьбу, на ужасного монстра и впадая в горячку. Близкие ему, любимые люди гибнут как мухи, а он продолжает страдать и стенать, не предпринимая никаких активных действий по устранению своего создания. И лишь потеря их всех сподвигла его к решительным действиям. На протяжении всего произведения закрадывалась мысль:"А не пора ли тебе ответить самому за то, что сотворил? Не лучше ли покончить с собой и поставить жирную точку?" Но нет, своя шкурка Франкенштейну дороже всего.
Кто вызывал у меня жалость, так это Чудовище - да, он убийца, но что толкнуло его на путь преступлений?! Одиночество, отверженность, отсутствие даже надежды на обретение существа, подобного ему, которое могло бы его полюбить. Его страдания - страдания глубоко человеческие, ведь у каждого из нас есть потребность в обществе себе подобных, в любви, в понимании, душевном тепле.
Я жалею, что этот роман не попал мне в руки в детстве, тогда он произвел бы на меня значительно большее впечатление, хотя я не осознала бы глубины его влияния на создание новых жанров литературы и, конечно, тему ответственности создателя за свое творение.
Эдгар Алан По "Повести и рассказы"
У меня толстый сборник серии БВЛ, прочитала я из него пока только половину. Скажу честно, читать много его произведений подряд сложно, хотя бы потому что они довольно таки мрачные и вгоняют читателя в соответствующее настроение. Расскажу о понравившемся.
"Падение дома Ашеров." Завораживающее описание самого замка, тема безумия, раздвоения человеческого сознания, отмирание старого образа жизни и мыслей.
"Убийства на улице Морг" и "Тайна Мари Роже." Теперь я понимаю почему Эдгара По называют прародителем детективного жанра литературы, ведь именно его герой Огюст Дюпен, обладающий незаурядными внимательностью к мелочам и аналитическими способностями, является прототипом нежно любимого мной, зачитанного до дыр Шерлока Холмса. Друг же Дюпена, который вместе с ним живет и сопровождает во время расследование, является рассказчиком этой истории - никого не напоминает? В общем всем любителям Шерлока рекомендую!
"Золотой жук." Еще один образец детективно-приключенческого жанра, в котором герой находит неизвестного до сели науке золотого жука и становится одержим идеей, не понятной окружающим. Интересна структура рассказа, читатель узнает о том, что существовала некая загадка уже после того, как она разгадана. Любителям криптографии и конан-дойловских "пляшущих человечков"
"Черный кот." Рассказ не для слабонервных, о том как алкоголь делает из человека монстра. Мне особенно тяжело было читать об участи постигшей невинное животное, а при том, что моя кошка - это член семьи - это что почти до слез(((
Герберт Уэллс "Человек-невидимка"
Кто не мечтал в детстве стать невидимым?! Вот только вопрос с какой целью, чтобы как Гарри Поттер предотвратить зло или как герой этого романа Гриффин самому его творить?! Гриффин болен идеей невидимости не с целью прировнять себя к Богу, как Виктор Франкенштейн, а чтобы иметь возможность шпионить за людьми, воровать, шантажировать. Он не становится чудовищем в результате химического эксперимента над самим собой, он злобное, эгоистичное чудовище по своей сути, одно лишь то, как он поступил с родным отцом вызывает омерзение и отторжение.
В романе поднимается также вопрос непринятия обществом всего странного, необычного, отличающегося, загадочного, ибо все, выходящее за понятие нормы должно быть уничтожено. Агрессия вызывает ответную агрессию, которая приобретает все большие масштабы. И даже не смотря на то, что главный герой находится в роли загнанного в тупик животного, он не вызывает во мне ни грамма сочувствия.
Потрясающий роман! Это история о колонизации Марса и непонимании колонизаторов, почему их не встречают с красной дорожкой и оркестром; о том, что человечество разучилось созидать, жить в гармонии с природой и стремится к созданию все новых средств разрушения; о расовом неравенстве в различных его проявлениях; о неприятии всего, что отличается от нашего представления о норме; о презрении к чужой культуре; о жесткой цензуре; о жестокости; об одиночестве.
Здесь много аллюзий и реминисценций (использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же или близкую тему), одна только глава Эшер II чего стоит.
Название романа перекликается с термином "Большой брат" из романа Джорджа Оруэлла "1984", и не удивительно, потому что написан он был под впечатлением автора от "1984",
прочитанного им более тридцати раз!!!
Повествование ведется от имени 17-летнего Маркуса Йаллоу, который любит играть в компьютерные и реальные ролевые игры, общаться с друзьями, есть пиццу и обводить вокруг пальца школьную систему безопасности. Собравшись с друзьями поиграть в очередную реальную игру, он оказывается не в том месте ни в то время, а именно в эпицентре произошедшего террористического акта, в результате которого взорваны мост Бэй-Бридж и пролегающая под ним по дну залива система метро в Сан-Франциско (штат Калифорния). Всех четверых арестовывает департамент национальной безопасности США по обвинению в терроризме, над ними морально и физически издеваются несколько дней, а после запуганных, униженных, раздавленных, отправляют домой, предварительно взяв подписку о неразглашении.
Выйдя на свободу, Маркус обнаруживает, что его лучший друг так и не вернулся домой и решает во что бы то ни стало отомстить бездушным сотрудникам ДНБ. Тем временем повсюду ужесточается система контроля за гражданами, с целью обеспечения их безопасности и, как следствие, ограничения их свободы. Кто победит в противостоянии и сумеет ли подросток побороть Систему, вы узнаете прочитав книгу.
Книга рассчитана на подростковую аудиторию и это сильно ощущается и по языку, которым он написан, и по поведению и мышлению героев, а еще сами герои неправдоподобно идеализированные и умные, и красивые, и сознательные. Однако идея мне понравилась, и будь я подростком скорее всего восприняла бы роман с восторгом. Да и тема тотальной слежки как никогда актуальна.
Вот такой у меня получился читательский июль) А что читали в этом месяце вы?
Вот такой у меня получился читательский июль) А что читали в этом месяце вы?
С удовольствием прочла Ваш пост,заинтересовалась как минимум двумя книгами:) Спасибо!
ОтветитьУдалитьОчень рада:) Приходите еще, будем знакомиться!
Удалить